МДОУ "Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Республики Марий Эл
ФГТКонсультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в ДОУ"
В соответствии с Законом Российской Федерации"Об образовании" (пункт 6.2 ст.9) приказом Министерства образования инауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 утверждены федеральные государственныетребования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,согласно которым Минобрнауки России устанавливает ФГТ к структуре ООПдошкольного образования и условиям ее реализации. Эта норма была введена вЗакон РФ "Об образовании» в связи спониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешногоразвития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - гдебы он ни проживал в нашей огромнойстране - качественного образования. Для обеспечения каждому ребенку тогосамого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе,необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольногообразования, в каком бы образовательном учреждении (или семье) ребенок его ниполучал. Именно с этим и связано введениефедеральных государственных требований к структуре ООП дошкольного образования(далее - ФГТ). Это первый в истории российского образования документ, которыйна федеральном уровне определяет, какой должна быть программа ДУ (а ООПдошкольного образования - это именно программа ОУ), какое содержаниереализовывать для достижения каждым ребенком оптимальным для его уровняразвития его индивидуальных, возрастных особенностей. Одним из положений ФГТ являетсяследующее: "Программа должна основываться на комплексно-тематическомпринципе построения образовательного процесса". Рассмотри подробнее, что понимаетсяпод комплексно-тематическим принципом. В настоящее время в массовойпрактике дошкольного образования используется три основных принципа построенияобразовательного процесса: · учебный; · предметно-средовой; · комплексно-тематический. Надо заметить, что ни один из нихфактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, сочетаясь содним или двумя другими принципами, или моделями образовательного процесса.Рассмотрим вкратце каждый из них в контексте основных концептуальных положенийФГТ. Учебный принцип (или учебнаямодель) является наиболеераспространенным и традиционным для российского дошкольного образования. ссередины XX века, с появлениемдидактической системы А.П.Усовой, большинство программ дошкольного образования(типовых и вариативных) в большей или меньшей степени ориентированы на учебнуюмодель. Главное в ней: · обучение- ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова "ведущий" за собой воспитание иразвитие); · специальноорганизованные занятия - основная форма процесса обучения. Безусловно, с середины XX века специально организованные занятия,проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами иприемами, включения образовательных задач других "предметов"(проведение интегрированных занятий), более свободной организации детей, менее"диктаторской" позиции взрослого и т.п. Однако существенныехарактеристики учебной модели при этом остались неизменными, а это означает, что по-прежнему учебныйпринцип построения образовательного процесса вступает в противоречие с основными положениями отечественнойпсихолого-педагогической школы, а именно культурно-историческим,деятельностным, личностным подходами кпроблеме развития ребенка, согласно которым: · учебнаядеятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностьюдетей в дошкольном возрасте; ее предпосылки формируются к концу дошкольногодетства; · "предметный"принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастнымособенностям дошкольников; · организацияспециальных занятий по предметам не тождественна организации различных видовдетской деятельности, более того, они либо уступают место обучению на занятиях,либо сами дидактизируются; · деятельностьпедагога и детей на специально организованных занятиях не является совместнойдеятельностью взрослого и ребенка, так как главной составляющей занятияявляется воздействие, а главной составляющей совместной деятельности - взаимодействие,сотрудничество. Кроме этого, даже у детейподготовительной к школе группы мотивы, связанные с содержанием самой учебнойдеятельности и процессом ее выполнения еще не сформированы, в основномпредставлены так называемые социальные мотивы (люблю лепить, потому что хорошополучается...; люблю, когда воспитатели рассказывают что-то интересное...). Иэто еще один, дополнительный аргумент ПРОТИВ учебной деятельности. Предметно-средовой принцип(яркий пример - система М.Монтессори) вряд ли может быть применим в"чистом" виде в современной практике дошкольного образования. главнойпредметной составляющей предметно-средовой модели является дидактическийматериал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развиваетребенка, соответственно, взрослому отводится второстепенная, опосредованнаясозданием указанного дидактического материала. Комплексно-тематический принциппостроения образовательного процесса начинался в качестве просто тематического,и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не одиндесяток лет. Однако тематический принцип, как ипредметно-средовая модель построения образовательного процесса, подвергаетсяжесткой критике. В качестве недостатков тематического принципа называются следующие: · тематическаяузость (весь материал - занятия, игры, прогулки и пр. посвящены одной теме); · поглощениевыбранной темой всего образовательного процесса, и как следствие, заслонение еюостальных значимых общественных явлений; · эпизодичностьтемы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась"отработанной", исчерпывающей, к ней больше не возвращались,следовательно, она не оставляла глубокого следа в сознании детей. Очевидно, что вышеназванныенедостатки тематического принципа не являются существенными. Они относилисьскорее к "болезням роста" и могли бы быть устранены уже в тот периодразвития отечественного дошкольного образования. Построение образовательного процессав ДОУ в соответствии с комплексно-тематическим принципом - дело куда болеесложное, чем работа в логике такойпривычной, понятной и технологичной учебной модели. Во-первых, реализация данногопринципа фактически невозможна вневзаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольногообразования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связности,взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей,обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом,полноценная реализация "темы" невозможна без интеграции не толькосодержания дошкольного образования, но иее организационных форм. в которых в той или иной степени будут интегрироватьсяи различные виды детской деятельности. Во-вторых, темы. в рамках которыхрешаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социальнозначимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать иличностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы),обеспечивающий мотивацию образовательного процесса "здесь и сейчас". Почти 50 лет назад Е.А.Аркинсформулировал один из принципов педагогической работы так - "Полнотажизни. Увлекательная деятельность", потому что "не только здоровыйвзрослый человек, но и здоровый ребенок в меру своих физических сил и уровнясвоего общего развития стремится жить полной жизнью. Он жаждет разнообразныхновых ярких переживаний, новых представлений и понятий". Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Предлагаемое в Программе (в нашем детском саду - "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы и др.)комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Педагоги для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период. Но при этом необходимо помнить, что одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период - 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития, а также необходимо обязательное взаимодействие со специалистами детского сада с целью более эффективного обогащения кругозора и развития интегративных качеств воспитанников в интеграции образовательных областей. Старший воспитатель - Антропова С.А.
1 марта 2012 в 11:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.