МДОУ "Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Республики Марий Эл

Итоговый отчет реализации муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих детские сады

Муниципальный эксперимент по теме:

«ПОСТРОЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «Организация предшкольной подготовки детей, не посещающих  дошкольные образовательные учреждения»  на базе МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»

 

Юридический адрес: 425450, Республика Марий Эл, Сернурский район, п.Сернур, микрорайон,д.31 «б».

Телефон:(8233) 9-73-97

E-mail:d.c.romashka@yandex.ru

Сайтв Интернете: 1815.maam.ru

Отчет о проделанной работе за весь период работы реализации  программы эксперимента:  октябрь 2008 г. – декабрь 2011 г.

Заведующая ДОУ – Волкова Маргарита Владимировна

Руководитель муниципального эксперимента, ответственный за составление отчета – Антропова Светлана Александровна, старший воспитатель

Консультанты:

-Поздеева Евгения Владимировна, методист по инновационной, опытно-экспериментальной и учебной деятельности МУ «Отдел образования и по деламмолодежи администрации МО «Сернурский  муниципальный район»

-Сандакова Надежда Германовна, методист по дошкольному воспитанию МУ «Отделобразования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район»

 

1.    Общие сведения об эксперименте:

·       Цель эксперимента: разработка и апробирование образовательной модели предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждения, на примере МДОУ «Сернурский детский садобщеразвивающего вида «Ромашка»; выбор оптимальных средств по формированию нравственно-волевых качеств личности, которые позволят у ребенка выработать потребность в самосовершенствовании; разработка совокупности условий для подготовки детей 5-7 лет и их родителей (лиц, их заменяющих) к получению предшкольного образования; разработка и апробация приемов повышения мотивацииродителей (лиц, их заменяющих) и детей 5-7 лет к предшкольному обучению на базе дошкольного учреждения.

·       Задачи эксперимента:

-разработка образовательной модели подготовки детей к школе с учетом специфики различных социальных условий, повышенного внимания к психическому развитию и психологическому здоровью ребенка в условиях предшкольной подготовки;

-обеспечение педагогического сопровождения детей в предшкольном образовании;

-формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы для предшкольного образования в МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида«Ромашка»;

-определение эффективности предшкольной подготовки и ее влияние на успешность освоения детьми  школьного образования;

-разработка и апробирование приемов повышения мотивации родителей (лиц, их заменяющих) и детей 5-7 лет к школьному обучению;

-распространение накопленного положительного опыта.

·       Гипотеза  эксперимента: внедрение образовательной модели по организации предшкольной подготовки детей будет способствовать становлению содержания новых видов практики подготовки детей к школе, в обеспечении выравнивания стартовых возможностей для дошкольников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ), приобретению воспитанниками ДОУ социально-статусных функций.

·       Этапы  эксперимента:

-Первый этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (октябрь 2008 г. - август 2009 г.).

1.Создание программы эксперимента.

2.Создание условий для проведения эксперимента.

3.Комплектование группы кратковременного пребывания детей «Будущий первоклассник»по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ.

-Второй этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (сентябрь 2009 г. – май 2010 г., сентябрь 2010 г. – май 2011 г.).

1.Информационно-методическое сопровождение предшкольной подготовки детей.

2.Мониторинг качества организации предшкольной подготовки.

3.Обмен опытом.

-Третий этап – ОБОБЩАЮЩИЙ (сентябрь – декабрь 2011 г.).

1.Обобщение результатов экспериментальной деятельности.

·       Педагогические работники МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»,принимающие участие в работе муниципальной экспериментальной площадки (далее –МЭП):

Ф.И.О.

Образование

Квалификационная категория

Педагогический стаж

(на данный период)

Должность

1 год практического этапа эксперимента (2009-2010)

1. Антропова Светлана Александровна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской

Высшая

26 лет

Старший воспитатель

2. Глушкова Галина Аркадьевна

Среднее специальное, Канашское педучилище

Первая

36 лет

Инструктор по физкультуре, социальный педагог

3. Григорьева Ольга Александровна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской

Вторая

18 лет

Учитель-логопед

6. Соловьева Галина Николаевна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской

Первая

27 лет

Учитель марийского языка, социальный педагог

2 год практического этапа эксперимента (2010-2011)

1. Антропова Светлана Александровна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской  

Высшая

26 лет

Старший воспитатель

2. Губина Тамара Ямбатревна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской

Первая

25 лет

Воспитатель

3. Казакова Людмила Владимировна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской

Вторая

25 лет

Воспитатель

4. Глушкова Галина Аркадьевна

Среднее специальное, Канашское педучилище

Первая

36 лет

Инструктор по физкультуре, социальный педагог

5. Григорьева Ольга Александровна

Высшее, МГПИ им.Н.К.Крупской

Вторая

18 лет

Учитель-логопед

6. Швалева Татьяна Рауфовна

Среднее специальное, Йошкар-олинское педучилище

Первая

19 лет

Музыкальный руководитель

- Функциональные  обязанности:

o      Старший воспитатель – руководитель эксперимента, группы мониторинга, группы научно-методического и учебно-методического обеспечения, осуществляющий разработку программы эксперимента, образовательной программы предшкольного образования в ДОУ, отслеживающий ход эксперимента.

o      Воспитатели и специалисты ДОУ – разработчики и исполнители учебных образовательных программ.

·       Тип эксперимента: муниципальный эксперимент «Построение образовательной модели «Организация предшкольной подготовки детей,                 не посещающих дошкольные образовательные учреждения» на базе МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» носит формообразующий характер.

·       Статус эксперимента: эксперимент носит локальный характер, уровень образовательного учреждения (решение экспертного совета МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурскиймуниципальный район» № 2 от 19.02.2009 г.).

2.    Результаты  эксперимента:

В ходе реализации муниципального эксперимента были разработаны, апробированы и предложены для широкого ознакомления на страницах Интернета (сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru, сайт ДОУ –1815.maaam.ru) следующие документы:

·       Программа муниципальной экспериментальной площадки по теме (приложение 1). 

·       Образовательная программа муниципального эксперимента   попредшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ (приложение 2).

·       Пакет нормативных документов по реализации муниципального эксперимента (заявка на открытие МЭП, положение о группе кратковременного пребывания (далее – ГКП) по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ, образец заявления от родителей (лиц, их заменяющих) о приеме детей в ГКП по предшкольной подготовке детей, договор между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего ГКП, сетка занятий ГКП, учебный план, режим работы ГКП) – приложение 3.

·       Диагностические материалы, используемые в процессе мониторинга развития детей, посещающих ГКП по предшкольной подготовке (приложение 4).

3.    Полученные результаты:

Проведение мониторинга в процессе реализации муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ, проводилось в три этапа:

1.     Апробация теста «Оценка реальных возможностей ребенка» проводилась  в начальных периодах практического этапа МЭП (сентябрь 2009 г., 2010 г.) для выявления развития способностей детей, поступающих в ГКП (пространственное и зрительное восприятие; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие математических представлений; развитие фонематического слуха и восприятия). 

Было выявлено, что у большинства детей, не посещающих детские сады, слабо развиты познавательные способности, как в области математики, так и развития речи; состояние ручных умений почти не сформировано, к тому же не развиты такие компоненты социально–психологической готовности к пребыванию в социуме, как адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками, они не владеют элементарными навыками культурного поведения, не умеют слушать другого и согласовывать с ним свои действия. Средний балл входной диагностики составлял 1,2 в 2009 г. и 1,1 в 2010 г., что соответствует среднему и ниже среднего уровню детского развития (по О.Сафоновой).

·       В конце каждого учебного года (апрель 2010 г.,апрель 2011 г.)проводился тест «Оценка готовности детей к школе», выявляющий сформированность интеллектуальной, мотивационной, волевой готовности, овладение звуковым анализом и синтезом, социальной и коммуникативной компетенции детей экспериментальной и обычной группы.

Тестирование осуществлялось как педагогами ДОУ - участниками муниципального эксперимента по соответствующей их деятельности с детьми разделам, так и педагогами МОУ «Сернурская средняя (полная)общеобразовательная школа № 2 им.Н.А.Заболоцкого».

Полученные результаты показали, что имеется позитивная динамика  в процессе овладения детьми общеучебных навыков: выпускники  группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке 2010 г. показали в среднем выше среднего уровень, выпускники 2011 г., посещающие непосредственно подготовительную к школе группу – средний. При этом сравнительный анализ экспериментальной и обычной группы показал, что все выпускники готовы к школьному обучению.

·       В процессе обобщения результатов экспериментальной деятельности (сентябрь 2010 г., сентябрь-декабрь 2011 г.) рассматривались следующие вопросы: изучение отношения участников эксперимента к его результатам (воспитателей, учителей начальных классов, родителей, педагогов-психологов,детей) в процессе бесед; уровень адаптации и успешности обученияпервоклассников и соотнесение результатов эксперимента   с поставленной целью.

В процессе наблюдений и бесед с участниками муниципального эксперимента (воспитателями, родителями, детьми и учителями) было выявлено, что данная форма в данный период является значимой для определенного контингента детей (в нашем случае, не посещающих детский сад, из социально незащищенных семей). Главная цель МЭП – выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу, в обоих случаях практического этапа       (1. Посещение детьми, не посещающими ДОУ, группы кратковременного пребывания по предшкольной  подготовке.           2. Включение данного контингента детей в образовательный процесс непосредственно   в группу в соответствии с возрастными показателями) была достигнута, но при этом педагогами ДОУ было отмечено, что обе формы способствовали процессу социализации детей в детском коллективе сверстников, а также сближению и взаимопониманию со взрослыми, но первый вариант, из-за малого количества детей, позволил более широко использовать в работе личностно-ориентированный подход, направленный именно на повышение познавательных способностей ребенка, а второй вариант позволил педагогам вовлекать детей в разнообразные формы деятельности дошкольногоучреждения. 

Родители воспитанников ГКП (или лица, их заменяющие, чаще всего бабушки или опекуны) на протяжении всего периода занятий в большинстве случаев были заинтересованы в его результатах, отмечали положительные сдвиги в развитии детей. Некоторые даже по окончании приходили с детьми в детский сад,чтобы продемонстрировать школьные успехи (умение писать, читать и т.д.) и поблагодарить педагогов.

         В ходе беседы с педагогом-психологом МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2им.Н.А.Заболоцкого», куда поступили выпускники нашего детского сада, в том числе и из ГКП, было выяснено, что все дети успешно адаптировались в начальной школе и со стороны учителей к психологам не было обращений.

    В процессе организации работы по реализации МЭП были выявлены некоторые проблемы:

- отсутствие освобожденных специалистов для работы с данной группой детей;

- отсутствие дополнительного помещения;

- недостаточное оснащение методическими пособиями и понимание педагогами методических основ при работе с данными детьми;

- разный уровень развития детей и даже возрастные различия, которые были решены при составлении индивидуальных заданий и маршрутов развития для каждого ребенка по результатам входной диагностики.

         Выяснив необходимость организации предшкольной работы с детьми 5-7 лет, не посещающими детский сад, творческой группой педагогов ДОУ была разработана программа реализации поставленной проблемы, пройдены курсы повышения квалификации по теме, приобретен и составлен необходимый методический материал.

4.    Результативность  муниципального  эксперимента:

1. Формирование совместно с МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район» информационного банка данных о детях 4-6 лет, не посещающих дошкольные учреждения поселка Сернур – октябрь-декабрь 2008 г.

2. Создание творческой группы педагогов (январь-февраль2009 г.). Организация заседаний творческой группы педагогов по теме – в течение учебного года на протяжении всего периода эксперимента.

3. Создание нормативно-правовой базы ДОУ по реализации группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей, не посещающих детские сады; создание условий для реализации муниципального эксперимента (выбор помещения, приобретение методической литературы) –февраль-май 2009 г.

4. Изучение, апробирование и составление диагностического инструментария по реализации муниципального экспериментального проекта – февраль-май 2009 г.

5. Принятие и утверждение  программы муниципальной экспериментальной площадки -  педсовет (май 2009 г.).

6. Принятие и утверждение образовательной программы группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей, не посещающихДОУ - педсовет (май 2009 г.).                                

7. Представление промежуточного отчета о результатах I этапа муниципального эксперимента на экспертном совете отдела образования – февраль 2009 г.

8. Подготовка выступления с компьютерной презентацией «Создание и отработка модели предшкольного образования детей, не посещающихДОУ» на пленарном заседании районной научно-практической конференции – август 2009 г.

9. Сообщение об опыте работы (во время обсуждения) на республиканском семинаре по экспериментальной деятельности образовательныхучреждений (г.Йошкар-Ола, ноябрь 2009 г.).

10. Представление опыта работы о результатах I и II этапов муниципального эксперимента на методическом объединении педагогов ДОУ Сернурского района РМЭ с демонстрацией занятий с детьми ГКП – март 2010 г.,ноябрь 2010г.

11. Представление промежуточных результатов работы II практического этапа муниципального эксперимента на Экспертном совете отдела образования – апрель 2010 г., февраль 2011 г.

12. Представление опыта работы творческих групп педагогов ДОУ, в том числе и по организации предшкольного обучениянеорганизованных детей, на Республиканском семинаре – март 2011 г.

13. Представление опыта работы о промежуточных результатах муниципального эксперимента на совещании руководителей учреждений образования Сернурского района – май 2010 г.

14. Представление рекомендаций по проведению мониторинга эффективности работы группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке неорганизованных детей на страницах российской печати (журнал «Воспитатель ДОУ») – октябрь 2010 г.

15. Создание методических рекомендаций и распространение опыта реализации муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ, на страницах Интернета – в течение 2011-2012 учебного года.

5.    Формы и методы экспериментальной работы, использованные в ходе работы:

В процессе экспериментальной работы коллективом МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» использовались следующие формы и методы:

·       в работе с детьми: 

-2009-2010 учебный год – организация группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник», в данном случае дети посещали занятия три раза в неделю (вторник, среда, пятница) в первую половину дня. Выбор предметов    и тематики занятий был основан на результатах входной диагностики и обеспечивал необходимый минимум занятий, обеспечивающий готовность к школе. Занятия (введение в математику, ознакомление с художественной литературой, с окружающим миром, аппликацию и конструирование) проводил социальный педагог, занятие по развитию речи и подготовке к грамоте – учитель-логопед, занятия изобразительной деятельности (лепка и рисование) – старший воспитатель. Распределение обязанностей и разделов было осуществлено с учетом рабочего времени специалистов ДОУ.

-2010-2011 учебный год – непосредственно вхождение детей предшкольного возраста,не посещающих ДОУ, в подготовительную к школе группу. Дети в начале года посещали только первую половину дня, включая утренний прием, занятия и прогулку, а затем по просьбе родителей были включены  в постоянный состав воспитанников детского сада.

Основными проблемами в работе с детьми были следующие- разные стартовые возможности будущих первоклассников и проблема социализациии вхождения ребенка в детский коллектив и взаимопонимание со взрослыми.

Основной метод в работе с детьми, не посещающими ДОУ –индивидуальный подход во всех аспектах деятельности детского сада.

·       в работе с педагогами ДОУ:

- организация работы творческой группы;

- выбор программы, реализуемой в ходе эксперимента (в связи с тем, что предшкольная подготовка рассматривалась не как специальное обучение, а как выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста, ГКП осуществляла образовательную деятельность по реализуемой в этот период в детском саду базисной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А.Васильевой с использованием новых методик по адаптации детей дошкольного возраста к школе в соответствии с лицензированием);

- определение общих требований к организации предшкольного образования (образовательный процесс для детей, не посещающих ДОУ, не должен быть перегружен излишней и недоступной пониманию ребенка информацией; подача нового материала должна быть дискретной, то есть с перерывами и небольшими порциями; не должно быть «сгущения» информации, когда на одном занятии детям предлагается осмысливать два или более понятий или когда на каждом занятии вводятся новые понятия; содержание образовательного процесса должно учитывать уровень развития каждого ребенка; продолжительность занятий должна соответствовать требованиям СанПиНа);

-проведение консультаций, семинаров, открытых просмотров, тематических педсоветов и др.;

-распространение полученного опыта на различном уровне (муниципальном, республиканском и российском).

         Основные методы с педагогами – исследовательские, позволяющие им повысить  профессиональную компетентность.

·       в  работе с родителями (лицами, их заменяющими):

-индивидуальные собеседования;

-анкетирование (входное и итоговое);

-групповые собрания ГКП;

-посещение родителями занятий, мероприятий с детьми, совместное творчество и др.

         Основной метод – индивидуальный подход, способствующий более активному пониманию значимости предшкольной подготовки для всех детей и вовлечения родителей (лиц, их заменяюших) в образовательный процесс ребенка.

6.    Выводы  по  результатам  муниципального эксперимента:

В результате муниципального эксперимента была разработана и апробирована образовательная модель предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждения, на примере МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»; были выбраны оптимальные средства по формированию нравственно-волевых качеств личности, которые позволили у ребенка выработать потребность в самосовершенствовании; разработаны и рекомендованы для практической реализации условия для подготовки детей 5-7 лет и их родителей (лиц, их заменяющих)  к получению предшкольного образования; разработаны и апробированы приемы повышения мотивации родителей и педагогов к предшкольному обучению на базе дошкольного учреждения. 

В детском саду был приобретен и составлен силамипедагогов – участников творческой группы муниципального экспериментаметодический и диагностический инструментарий, прошедший практическую апробациюв течение двух лет и изучающий оценку эффективности разработанной модели,отслеживая положительную динамику исследуемых показателей.

ПедагогамиМДОУ «Сернурский детский сад «Ромашка» были разработаны концептуальные основымодели предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждениянаоснове ориентирования в актуальных проблемах дошкольников, включающей алгоритмвзаимодействия специалистов; разработана нормативная документация, работающая врамках предложенной инициативы; было составлено перспективное и тематическоепланирование, созданы условия для организации развивающего пространства с учетом «зоны ближайшего развитияребенка»; были использованы различные формы вовлечения родителей (или лиц, ихзаменяющих) в образовательный процесс и популяризации полученных результатовэксперимента.

4 июня 2012 в 22:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.