МДОУ "Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Республики Марий Эл
Итоговый отчет реализации муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих детские садыМуниципальный эксперимент по теме: «ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «Организация предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» на базе МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Юридический адрес: 425450, Республика Марий Эл, Сернурский район, п.Сернур, микрорайон,д.31 «б». Телефон:(8233) 9-73-97 E-mail:d.c.romashka@yandex.ru Сайтв Интернете: 1815.maam.ru Отчет о проделанной работе за весь период работы реализации программы эксперимента: октябрь 2008 г. – декабрь 2011 г. Заведующая ДОУ – Волкова Маргарита Владимировна Руководитель муниципального эксперимента, ответственный за составление отчета – Антропова Светлана Александровна, старший воспитатель Консультанты: -Поздеева Евгения Владимировна, методист по инновационной, опытно-экспериментальной и учебной деятельности МУ «Отдел образования и по деламмолодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район» -Сандакова Надежда Германовна, методист по дошкольному воспитанию МУ «Отделобразования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район»
1. Общие сведения об эксперименте: · Цель эксперимента: разработка и апробирование образовательной модели предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждения, на примере МДОУ «Сернурский детский садобщеразвивающего вида «Ромашка»; выбор оптимальных средств по формированию нравственно-волевых качеств личности, которые позволят у ребенка выработать потребность в самосовершенствовании; разработка совокупности условий для подготовки детей 5-7 лет и их родителей (лиц, их заменяющих) к получению предшкольного образования; разработка и апробация приемов повышения мотивацииродителей (лиц, их заменяющих) и детей 5-7 лет к предшкольному обучению на базе дошкольного учреждения. · Задачи эксперимента: -разработка образовательной модели подготовки детей к школе с учетом специфики различных социальных условий, повышенного внимания к психическому развитию и психологическому здоровью ребенка в условиях предшкольной подготовки; -обеспечение педагогического сопровождения детей в предшкольном образовании; -формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы для предшкольного образования в МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида«Ромашка»; -определение эффективности предшкольной подготовки и ее влияние на успешность освоения детьми школьного образования; -разработка и апробирование приемов повышения мотивации родителей (лиц, их заменяющих) и детей 5-7 лет к школьному обучению; -распространение накопленного положительного опыта. · Гипотеза эксперимента: внедрение образовательной модели по организации предшкольной подготовки детей будет способствовать становлению содержания новых видов практики подготовки детей к школе, в обеспечении выравнивания стартовых возможностей для дошкольников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ), приобретению воспитанниками ДОУ социально-статусных функций. · Этапы эксперимента: -Первый этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (октябрь 2008 г. - август 2009 г.). 1.Создание программы эксперимента. 2.Создание условий для проведения эксперимента. 3.Комплектование группы кратковременного пребывания детей «Будущий первоклассник»по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ. -Второй этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (сентябрь 2009 г. – май 2010 г., сентябрь 2010 г. – май 2011 г.). 1.Информационно-методическое сопровождение предшкольной подготовки детей. 2.Мониторинг качества организации предшкольной подготовки. 3.Обмен опытом. -Третий этап – ОБОБЩАЮЩИЙ (сентябрь – декабрь 2011 г.). 1.Обобщение результатов экспериментальной деятельности. · Педагогические работники МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»,принимающие участие в работе муниципальной экспериментальной площадки (далее –МЭП):
- Функциональные обязанности: o Старший воспитатель – руководитель эксперимента, группы мониторинга, группы научно-методического и учебно-методического обеспечения, осуществляющий разработку программы эксперимента, образовательной программы предшкольного образования в ДОУ, отслеживающий ход эксперимента. o Воспитатели и специалисты ДОУ – разработчики и исполнители учебных образовательных программ. · Тип эксперимента: муниципальный эксперимент «Построение образовательной модели «Организация предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» на базе МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» носит формообразующий характер. · Статус эксперимента: эксперимент носит локальный характер, уровень образовательного учреждения (решение экспертного совета МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурскиймуниципальный район» № 2 от 19.02.2009 г.). 2. Результаты эксперимента: В ходе реализации муниципального эксперимента были разработаны, апробированы и предложены для широкого ознакомления на страницах Интернета (сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru, сайт ДОУ –1815.maaam.ru) следующие документы: · Программа муниципальной экспериментальной площадки по теме (приложение 1). · Образовательная программа муниципального эксперимента попредшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ (приложение 2). · Пакет нормативных документов по реализации муниципального эксперимента (заявка на открытие МЭП, положение о группе кратковременного пребывания (далее – ГКП) по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ, образец заявления от родителей (лиц, их заменяющих) о приеме детей в ГКП по предшкольной подготовке детей, договор между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего ГКП, сетка занятий ГКП, учебный план, режим работы ГКП) – приложение 3. · Диагностические материалы, используемые в процессе мониторинга развития детей, посещающих ГКП по предшкольной подготовке (приложение 4). 3. Полученные результаты: Проведение мониторинга в процессе реализации муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ, проводилось в три этапа: 1. Апробация теста «Оценка реальных возможностей ребенка» проводилась в начальных периодах практического этапа МЭП (сентябрь 2009 г., 2010 г.) для выявления развития способностей детей, поступающих в ГКП (пространственное и зрительное восприятие; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие математических представлений; развитие фонематического слуха и восприятия). Было выявлено, что у большинства детей, не посещающих детские сады, слабо развиты познавательные способности, как в области математики, так и развития речи; состояние ручных умений почти не сформировано, к тому же не развиты такие компоненты социально–психологической готовности к пребыванию в социуме, как адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками, они не владеют элементарными навыками культурного поведения, не умеют слушать другого и согласовывать с ним свои действия. Средний балл входной диагностики составлял 1,2 в 2009 г. и 1,1 в 2010 г., что соответствует среднему и ниже среднего уровню детского развития (по О.Сафоновой). · В конце каждого учебного года (апрель 2010 г.,апрель 2011 г.)проводился тест «Оценка готовности детей к школе», выявляющий сформированность интеллектуальной, мотивационной, волевой готовности, овладение звуковым анализом и синтезом, социальной и коммуникативной компетенции детей экспериментальной и обычной группы. Тестирование осуществлялось как педагогами ДОУ - участниками муниципального эксперимента по соответствующей их деятельности с детьми разделам, так и педагогами МОУ «Сернурская средняя (полная)общеобразовательная школа № 2 им.Н.А.Заболоцкого». Полученные результаты показали, что имеется позитивная динамика в процессе овладения детьми общеучебных навыков: выпускники группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке 2010 г. показали в среднем выше среднего уровень, выпускники 2011 г., посещающие непосредственно подготовительную к школе группу – средний. При этом сравнительный анализ экспериментальной и обычной группы показал, что все выпускники готовы к школьному обучению. · В процессе обобщения результатов экспериментальной деятельности (сентябрь 2010 г., сентябрь-декабрь 2011 г.) рассматривались следующие вопросы: изучение отношения участников эксперимента к его результатам (воспитателей, учителей начальных классов, родителей, педагогов-психологов,детей) в процессе бесед; уровень адаптации и успешности обученияпервоклассников и соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. В процессе наблюдений и бесед с участниками муниципального эксперимента (воспитателями, родителями, детьми и учителями) было выявлено, что данная форма в данный период является значимой для определенного контингента детей (в нашем случае, не посещающих детский сад, из социально незащищенных семей). Главная цель МЭП – выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу, в обоих случаях практического этапа (1. Посещение детьми, не посещающими ДОУ, группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке. 2. Включение данного контингента детей в образовательный процесс непосредственно в группу в соответствии с возрастными показателями) была достигнута, но при этом педагогами ДОУ было отмечено, что обе формы способствовали процессу социализации детей в детском коллективе сверстников, а также сближению и взаимопониманию со взрослыми, но первый вариант, из-за малого количества детей, позволил более широко использовать в работе личностно-ориентированный подход, направленный именно на повышение познавательных способностей ребенка, а второй вариант позволил педагогам вовлекать детей в разнообразные формы деятельности дошкольногоучреждения. Родители воспитанников ГКП (или лица, их заменяющие, чаще всего бабушки или опекуны) на протяжении всего периода занятий в большинстве случаев были заинтересованы в его результатах, отмечали положительные сдвиги в развитии детей. Некоторые даже по окончании приходили с детьми в детский сад,чтобы продемонстрировать школьные успехи (умение писать, читать и т.д.) и поблагодарить педагогов. В ходе беседы с педагогом-психологом МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2им.Н.А.Заболоцкого», куда поступили выпускники нашего детского сада, в том числе и из ГКП, было выяснено, что все дети успешно адаптировались в начальной школе и со стороны учителей к психологам не было обращений. В процессе организации работы по реализации МЭП были выявлены некоторые проблемы: - отсутствие освобожденных специалистов для работы с данной группой детей; - отсутствие дополнительного помещения; - недостаточное оснащение методическими пособиями и понимание педагогами методических основ при работе с данными детьми; - разный уровень развития детей и даже возрастные различия, которые были решены при составлении индивидуальных заданий и маршрутов развития для каждого ребенка по результатам входной диагностики. Выяснив необходимость организации предшкольной работы с детьми 5-7 лет, не посещающими детский сад, творческой группой педагогов ДОУ была разработана программа реализации поставленной проблемы, пройдены курсы повышения квалификации по теме, приобретен и составлен необходимый методический материал. 4. Результативность муниципального эксперимента: 1. Формирование совместно с МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район» информационного банка данных о детях 4-6 лет, не посещающих дошкольные учреждения поселка Сернур – октябрь-декабрь 2008 г. 2. Создание творческой группы педагогов (январь-февраль2009 г.). Организация заседаний творческой группы педагогов по теме – в течение учебного года на протяжении всего периода эксперимента. 3. Создание нормативно-правовой базы ДОУ по реализации группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей, не посещающих детские сады; создание условий для реализации муниципального эксперимента (выбор помещения, приобретение методической литературы) –февраль-май 2009 г. 4. Изучение, апробирование и составление диагностического инструментария по реализации муниципального экспериментального проекта – февраль-май 2009 г. 5. Принятие и утверждение программы муниципальной экспериментальной площадки - педсовет (май 2009 г.). 6. Принятие и утверждение образовательной программы группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей, не посещающихДОУ - педсовет (май 2009 г.). 7. Представление промежуточного отчета о результатах I этапа муниципального эксперимента на экспертном совете отдела образования – февраль 2009 г. 8. Подготовка выступления с компьютерной презентацией «Создание и отработка модели предшкольного образования детей, не посещающихДОУ» на пленарном заседании районной научно-практической конференции – август 2009 г. 9. Сообщение об опыте работы (во время обсуждения) на республиканском семинаре по экспериментальной деятельности образовательныхучреждений (г.Йошкар-Ола, ноябрь 2009 г.). 10. Представление опыта работы о результатах I и II этапов муниципального эксперимента на методическом объединении педагогов ДОУ Сернурского района РМЭ с демонстрацией занятий с детьми ГКП – март 2010 г.,ноябрь 2010г. 11. Представление промежуточных результатов работы II практического этапа муниципального эксперимента на Экспертном совете отдела образования – апрель 2010 г., февраль 2011 г. 12. Представление опыта работы творческих групп педагогов ДОУ, в том числе и по организации предшкольного обучениянеорганизованных детей, на Республиканском семинаре – март 2011 г. 13. Представление опыта работы о промежуточных результатах муниципального эксперимента на совещании руководителей учреждений образования Сернурского района – май 2010 г. 14. Представление рекомендаций по проведению мониторинга эффективности работы группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке неорганизованных детей на страницах российской печати (журнал «Воспитатель ДОУ») – октябрь 2010 г. 15. Создание методических рекомендаций и распространение опыта реализации муниципального эксперимента по предшкольной подготовке детей, не посещающих ДОУ, на страницах Интернета – в течение 2011-2012 учебного года. 5. Формы и методы экспериментальной работы, использованные в ходе работы: В процессе экспериментальной работы коллективом МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» использовались следующие формы и методы: · в работе с детьми: -2009-2010 учебный год – организация группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник», в данном случае дети посещали занятия три раза в неделю (вторник, среда, пятница) в первую половину дня. Выбор предметов и тематики занятий был основан на результатах входной диагностики и обеспечивал необходимый минимум занятий, обеспечивающий готовность к школе. Занятия (введение в математику, ознакомление с художественной литературой, с окружающим миром, аппликацию и конструирование) проводил социальный педагог, занятие по развитию речи и подготовке к грамоте – учитель-логопед, занятия изобразительной деятельности (лепка и рисование) – старший воспитатель. Распределение обязанностей и разделов было осуществлено с учетом рабочего времени специалистов ДОУ. -2010-2011 учебный год – непосредственно вхождение детей предшкольного возраста,не посещающих ДОУ, в подготовительную к школе группу. Дети в начале года посещали только первую половину дня, включая утренний прием, занятия и прогулку, а затем по просьбе родителей были включены в постоянный состав воспитанников детского сада. Основными проблемами в работе с детьми были следующие- разные стартовые возможности будущих первоклассников и проблема социализациии вхождения ребенка в детский коллектив и взаимопонимание со взрослыми. Основной метод в работе с детьми, не посещающими ДОУ –индивидуальный подход во всех аспектах деятельности детского сада. · в работе с педагогами ДОУ: - организация работы творческой группы; - выбор программы, реализуемой в ходе эксперимента (в связи с тем, что предшкольная подготовка рассматривалась не как специальное обучение, а как выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста, ГКП осуществляла образовательную деятельность по реализуемой в этот период в детском саду базисной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред.М.А.Васильевой с использованием новых методик по адаптации детей дошкольного возраста к школе в соответствии с лицензированием); - определение общих требований к организации предшкольного образования (образовательный процесс для детей, не посещающих ДОУ, не должен быть перегружен излишней и недоступной пониманию ребенка информацией; подача нового материала должна быть дискретной, то есть с перерывами и небольшими порциями; не должно быть «сгущения» информации, когда на одном занятии детям предлагается осмысливать два или более понятий или когда на каждом занятии вводятся новые понятия; содержание образовательного процесса должно учитывать уровень развития каждого ребенка; продолжительность занятий должна соответствовать требованиям СанПиНа); -проведение консультаций, семинаров, открытых просмотров, тематических педсоветов и др.; -распространение полученного опыта на различном уровне (муниципальном, республиканском и российском). Основные методы с педагогами – исследовательские, позволяющие им повысить профессиональную компетентность. · в работе с родителями (лицами, их заменяющими): -индивидуальные собеседования; -анкетирование (входное и итоговое); -групповые собрания ГКП; -посещение родителями занятий, мероприятий с детьми, совместное творчество и др. Основной метод – индивидуальный подход, способствующий более активному пониманию значимости предшкольной подготовки для всех детей и вовлечения родителей (лиц, их заменяюших) в образовательный процесс ребенка. 6. Выводы по результатам муниципального эксперимента: В результате муниципального эксперимента была разработана и апробирована образовательная модель предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждения, на примере МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»; были выбраны оптимальные средства по формированию нравственно-волевых качеств личности, которые позволили у ребенка выработать потребность в самосовершенствовании; разработаны и рекомендованы для практической реализации условия для подготовки детей 5-7 лет и их родителей (лиц, их заменяющих) к получению предшкольного образования; разработаны и апробированы приемы повышения мотивации родителей и педагогов к предшкольному обучению на базе дошкольного учреждения. В детском саду был приобретен и составлен силамипедагогов – участников творческой группы муниципального экспериментаметодический и диагностический инструментарий, прошедший практическую апробациюв течение двух лет и изучающий оценку эффективности разработанной модели,отслеживая положительную динамику исследуемых показателей. ПедагогамиМДОУ «Сернурский детский сад «Ромашка» были разработаны концептуальные основымодели предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные учреждениянаоснове ориентирования в актуальных проблемах дошкольников, включающей алгоритмвзаимодействия специалистов; разработана нормативная документация, работающая врамках предложенной инициативы; было составлено перспективное и тематическоепланирование, созданы условия для организации развивающего пространства с учетом «зоны ближайшего развитияребенка»; были использованы различные формы вовлечения родителей (или лиц, ихзаменяющих) в образовательный процесс и популяризации полученных результатовэксперимента. 4 июня 2012 в 22:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.